Ещё один относительно современный российский проект это суда типа Линда.
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=59http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=60Эти теплоходы выпускались в Зеленодольске(где традиционно выпускались Метеоры), а проект сделали в Нижнем Новгороде, в ОКБ им. Алексеева(традиционном проектировщике советских СПК).
Есть два варианта теплохода. Просто пассажирский теплоход проекта 14200, построено 14 штук. И вариант ведомственного теплохода 14201, построена 1 штука.
Таким образом всего в серии 15 судов, то есть серия довольно приличная. Точных данных по датам выпуска я не нашел. Но судя по всему выпуск начался в начале 90х(или в самом конце 80х) и продолжался до начала 2000х(или до конца 90х). Таким образом это скорее российский проект, хотя и с советскими корнями.
Большая часть пассажирских судов(вероятно 9 из 14) попала в Югру и сейчас работает на Иртыше и Оби в городах типа Ханты-Мансийска и Нижневартовска. Ещё несколько штук пассажирских судов попало в разные регионы в европейской части страны, например одно такое судно есть в Москве. Единственный ведомственный теплоход остался в Татарстане.
Первоначально Линда позиционировалсь как прогрессивное судно
[url]ship.bsu.by/download/book/6316.pdf[/url]
Цитата:
Рис.71. Первые серийные пассажирские суда на воздушной каверне «Линда» (L=24 м, В=4 м, Т=0,95 м, D=25 т, v=61 км/ч и N=1000 л.с), построенные в СССР в 1993 г., по своим характеристикам близки знаменитым алексеевским СПК «Ракета» (см. рис.58), однако обладают рядом очевидных преимуществ, очень важных для речных пассажирских судов, в том числе энергетического характера: 25-процентная экономия топлива, малая осадка и низкий уровень шума и вибрации.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/0507(04)_Цитата:
— Суда с воздушной каверной (то есть воздушной смазкой на днище) мы разрабатываем уже лет пятнадцать. Суда этого типа несколько уступают по гидродинамическим качествам судам на подводных крыльях, но выигрывают за счет конструктивной простоты. При этом имеют широкие эксплуатационные возможности. И очень отрадно, что такие суда широко востребованы не только за рубежом, но и в нашей стране.
Например, пассажирское судно с воздушной каверной «Линда» пользуется большим спросом в Ханты-Мансийском округе. Там навигация непродолжительная, поэтому флотская инфраструктура слабо развита. А такой теплоход, как «Линда», имеет малую осадку, поэтому может причаливать даже к необорудованному берегу, что весьма экономично.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=887Цитата:
И еще одно направление — суда на воздушной каверне. Они сейчас широко используются пограничниками и таможенниками. Эти катера водоизмещением около 100 тонн развивают скорость 50 узлов. Также по нашему проекту на Зеленодольском заводе серийно строятся пассажирские суда на воздушной каверне «Линда».
Похвалы в адрес Линды носят достаточно рекламных характер.
Конструктивно это фактически просто глиссирующее судно. Судя по всему, так называемую воздушную каверну до ума так и не смогли довести, так что характеристики у Линды просто как у хорошего глиссера. Движитель у Линды это традиционный гребной винт. Габаритная осадка Линды всего 0,95м. Но за счёт наличия традиционного гребного винта мелководье для неё это некоторая проблема.
Таким образом, Линда это глиссер(как и проект А45). Но при этом у Линды обычный гребной винт(у А45 водомёт).
При этом у Линды один главный двигатель(у А45 два). То есть Линда это аналог Восхода, а А45 это аналог Метеора.
Двигатель у Линды это один быстроходный ленинградский дизель. По размерам и пассажировместимости Линда также соответствует обычным однодвигательным СПК типа Восхода. Но максимальная скорость Линды заметно меньше, 55км/ч против 70 км/ч Так что по экономике Восход почти наверняка лучше Линды.
Реальное преимущество Линды это низкая осадка. 0,95м это значительно меньше осадки большинства стандартных судов, примерно такую осадку имеют старые суда типа Москвич.
СПК специальных типов(Полесье и Беларусь) тоже имеют осадка около метра. Но этим СПК в любом случае нужна глубина у причала. А Линда конструктивно может работать от необорудованного берега, у Линды есть специальный носовой трап.
В принципе у Линды есть своя ниша. В отличие от СПК судно может работать от необорудованного берега, а в отличие от обычных Москвичей Линда это скоростное судно. Считается, что для некоторых сибирских рек это актуальное сочетание.
Но для Самары Линда особых достоинств не имеет. Кроме Гавриловой Поляны проблем с глубиной у нас вообще нигде нет, а работу без дебаркадеров наш речной порт всё равно практически не практикует(только Проран несколько недель в году). Поэтому в Самаре Восход почти наверняка выгоднее Линды.
Для Тольяти Линда пожалуй тоже ен слишком подходит. Номинально у Линды класс "О", то есть она могла бы работать в Тольятти. Но легкий глиссер с одним двигателем пожалуй слишком слабоват для Куйбышевского водохранилища.
Текущий статус проекта Линды неясен. Теоретически эти суда до сих пор есть в каталоге зеленодольского завода. Но практически уже около десяти лет новых судов этого проекта не производится и заказов на них нет.
В 2003 году журналисты даже записали Линду в разряд старья вместе с Метеорами и написали что Линду заменят А45.
Хотя это явная натяжка, по пассажировместимости А45 в два раза больше Линды, так что о прямой замене нельзя говорить.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/0205(04)_7798Цитата:
Как предполагают заводские менеджеры, новое судно в скором времени придет на смену теплоходам типа «Метеор» и «Линда».
Впрочем журналисты и сами в этом не уверены, в 2006 это же издание написало в проекте Линды как о живом.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=436Цитата:
— Дух Алексеева живет в конструкторском бюро и в настоящее время. Ведутся работы по скоростному судостроению. В последнее десятилетие созданы суда на воздушной каверне. Серийные пассажирские суда типа «Линда» строятся на Зеленодольском судостроительном заводе.
Но всё таки скорее всего после начала выпуска А45 проект Линды закрыли, я думаю новых судов этого типа больше нельзя заказать.