Из всех виденных мною городов (да и поселков) Самарской области, Чапаевск, по-моему, самый убогий. Город на вид очень бедный, кое-где есть самые настоящие трущобы. Дороги более-менее нормальные только в центральной части, а за железной дорогой и в заводских районах встречаются полностью убитые участки. Если в Новокуйбышевске нет улиц шире 4-х полос, то в Чапаевске самые широкие улицы имеют 2 полосы (три машины конечно могут разъехаться, но не везде).
Общая информация.
Если посмотреть на карту (пусть даже 2-хкилометровый атлас области), то хорошо видно, что город делится железной дорогой практически пополам. Когда едешь из Самары, то с трассы Р-226 попадаешь в восточную половину города. После кольца у пос. Нагорный (налево - Волгоград, прямо - Чапаевск, направо - Новокуйбышевск и поселки Садово-Дачный и Титовка) дорога идет через дачный массив, затем плавно поворачивает налево, проходит под путепроводом разобранной ж/д ветки от станции Томылово в промзону, и попадает сразу в центральную часть города. Всего в городе есть 3 пересечения ЖД между восточной (центральной) и западной (зажелезнодорожной) частями:
1) путепровод, находится между ст. Томылово и пл. 1056 км, сразу после путепровода пром. ЖД ветки на ул. Железнодорожной направо (если из Самары ехать), около остановки "СМУ";
2) переезд между ст. Чапаевск и пл. 1053 км, находится примерно в трех кварталах южнее ЖД вокзала (дорога просто соединяет улицы Железнодорожную и Вокзальную);
3) переезд в четной горловине ст. Томылово, между поселками Титовка и Садово-Дачный.
Оба переезда оснащены шлагбаумами и барьерами.
В центре, вытянутом вдоль ЖД, параллельно ей идут две улицы - Железнодорожная (первая от ЖД, основная улица) и Ленина (вторая). По ним и проходят все маршруты ОТ. Перпендикулярных улиц около десятка. Центр застроен в основном хрущевками, хотя кое-где есть более старые дома, а также несколько многоэтажек на окраинах. Жилая зона в ширину тянется всего лишь на два квартала от железной дороги, а дальше идет здоровенная промзона - заводы "Металлист", "Полимер", "Промсинтез". В районе платформы 1056 км находится стадион. Основная перпендикулярная улица - Комсомольская. На пересечении с Ж-дорожной есть площадь с памятником Чапаеву (Комсомольская пл., не доезжая 3 квартала до ЖД вокзала). На пересечении с ул. Ленина стоит церковь, причем точно в центре перекрестка. Здесь пешеходная зона, по ул. Ленина разрешено движение только ОТ, причем только в одну сторону (там проходит 1-й маршрут), огибая церковь справа. В конце улицы находится проходная завода "Металлист".
Дальше на юг после двух переездов с промышленными ЖД ветками попадаешь в район, который, как я понял, именуется Соцгород. Он находится на продолжении улиц Ж-дорожной и Ленина, в районе ЖД платформы 1053 км. Этот район также застроен в основном хрущевками, к тому же здесь находится городская больница. Основной улицей здесь является не Ж-дорожная, а Ленина. На ней что-то вроде рынка и ТЦ, по ней проходят почти все маршруты ОТ. Улица Ж-дорожная после платформы 1053 км поворачивает на 90 градусов налево и переходит в ул. Щорса. После соединения с ул. Ленина около больницы, Щорса становится основной улицей этого района. Чуть дальше от Шорса направо отходит ул. Пархоменко, которая ведет в поселок Большое Томылово. Туда ходит 2-й маршрут. Интересна его конечная - огромная асфальтированная петля вокруг нескольких деревьев.
Если ехать по Щорса дальше от ЖД, то после Соцгорода будет несколько кварталов частного сектора, а затем еще один "хрущевский" жилой район, который почему-то именуется "Проспект". В конце ул. Щорса находится большая разворотная площадка ОТ, именуемая "Силикатная площадка". Рядом там находится Силикатный завод. Большая часть маршрутов следует либо до Силикатной пл., либо до предпоследней остановки "Район "Проспект". Там вдоль обочины куча Газелей стоит, как и на самой площадке. За Силикатной пл. город заканчивается и дорога идет по полю до выезда обратно на трассу Р-226 в сторону Волгограда.
В принципе, кроме Щорса, там есть еще одна параллельная улица, которая используется как объездная дорога. Она начинается после первого ж/д переезда от ул. Ж-дорожной, идет перпендикулярно влево и именуется ул. Н. Сазонова. Далее она переходит в ул. Алексея Толстого и соединяется с ул. Щорса прямо перед Силикатной пл. Вдоль этой дороги практически сплошной частный сектор, либо промзона. Там же посередине расположено Чапаевское ПАТП. На А.Толстого есть остановки, но по-моему сейчас там никакие маршруты не проходят, кроме нулевых рейсов из/в ПАТП.
Зажелезндорожная часть (далее - ЗаЖД часть) города гораздо более убогая. Она представляет собой фактически сплошной частный сектор. Есть только один район, застроенный 5-этажками - вдоль ул. Орджоникидзе, в районе платформы 1056 км. Вроде бы этот район называется Химик. Улица Орджоникидзе идет перпендикулярно ЖД. В конце нее расположена проходная СВЗХ (Средневолжский завод химикатов). НЯП, это единственное крупное пром.предприятие в этой части города. Также к северу от СВЗХ, в заливе реки Чапаевка, находится нечто вроде грузового порта. Бетонная причальная стенка с двумя портальными кранами и ж/д веткой. Хотя по виду кажется, что там уже несколько лет ничего не грузили, но тем не менее, такого нет даже в Новокуйбышевске.
Основная улица в ЗаЖД части, параллельная ЖД, - Вокзальная. Она гораздо ближе к ЖД, чем Железнодорожная, идет буквально в 20-30 метрах от путей, а спуск с пешеходного моста на вокзале вообще находится почти рядом с проезжей частью. Улица начинается от путепровода и идет почти до платформы 1053 км. В конце там находится разворотная площадка 5-го маршрута, от нее до платформы минут 5 пешком.
На севере ЗаЖД части находится поселок Титовка (к западу от ж/д ст. Томылово), основные улицы там - Кутузова и Суворова. В конце ул. Суворова находится конечная 10-го маршрута. Дальше дорога проходит через лес и идет вдоль ЖД мимо населенных пунктов Маякского сельсовета (относящихся к Новокуйбышевску) до поселка Маяк. В Маяке есть еще один переезд, через который ходит Новокуйбышевский 11-й маршрут. От конечной чапаевской 10-ки в Титовке до конечной 11-го в Малом Томылово - около 2-х километров по дороге через лес. То есть за полчаса пешком вполне реально дойти.
К востоку от ст. Томылово находится поселок Садово-Дачный. По нему кольцом ходят 5-й и 17-й маршруты. Вдоль окраины поселка, параллельно автодороге проходит ж/д ветка на полигон в пос. Нагорный. Около ж/д станции находится Томыловский элеватор.
Нагорный находится на трассе Р-226, перед кольцом. Это первый поселок, в который попадаешь при движении из Самары. Весь поселок и полигон находятся слева от трассы. Кроме полигона, там вроде есть еще какие-то заводики. Также рядом расположен дачный массив.
++++++++++++++++++
Маршруты и ПС.
В принципе, удалось выяснить все маршруты, но возможно остались кое-какие нюансы. Например, я так и не понял в чем разница между маршрутами 3 и 8. Всего работает 13 маршрутов:
1. Силикатная площадка - ул. ВолодарскогоПС - ЛиАЗ-677, Газель + замечен один Nissan Civilian.
2. ул. Куйбышева - Бол. ТомыловоПС - ЛАЗ-695, ПАЗ-3205, Газель
3. Силикатная площадка - ул. КуйбышеваПС - ЛиАЗ-677, Газель
5. ул. Озерная - пос. Садово-ДачныйПС - Газель
6. Гор.Больница - пос. НагорныйПС - ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-5256, Газель
6а. Гор.Больница - пос. НагорныйПС - ЛиАЗ-677
8. Силикатная площадка - ул. КуйбышеваПС - Газель
10. Школа №21 - пос. ТитовкаПС - ЛиАЗ-677
10. Район "Проспект" - пос. ТитовкаПС - Газель
12. Гор.Больница - Кафе "Руслан"ПС - Газель
12а. Гор.Больница - ул. ЧкаловаПС - Газель
17. Район "Проспект" - пос. Нагорный - пос. Садово-ДачныйПС - Газель
27. Район "Проспект" - Кафе "Руслан"ПС - Газель
а также пригородный
140. Чапаевск - СамараПС - ЛиАЗ-677, Газель (хотя 677 уже давненько не видел)
За названия конечных у 3,8 и 27 не ручаюсь, уж очень мелко у них пишут текст на табличках. Но территориально они находятся именно там. Вообще на самой Силикатной пл. отстаивается только 1-й маршрут. Все остальные - 3,8,27 стоят в переулках, на площадках и вдоль обочины между Силикатной пл. и ост. "Район "Проспект". То есть если они и доезжают до Силикатной, то только для высадки, а посадка у них начинается с "Проспекта". 10 и 17 официально идут до "Проспекта".
Автобусов в городе ОЧЕНЬ мало. Пока было замечено всего лишь 18 машин, из них:
- ЛиАЗ-677М - 11 ед.
- ЛАЗ-695Н - 3 ед.
- ПАЗ-3205 - 2 ед.
- ЛиАЗ-5256 - 2 ед.
Все автобусы БВ муниципальные, Чапаевского ПАТП. ПАЗы вроде бы тоже. Кроме того, часть Газелей, особенно на 140-м маршруте, тоже муниципальные - у них есть даже парковые номера. Кстати, парковые номера трехзначные, вида 0хх или 1хх. Есть примерно на половине автобусов. Рекламы почти нет. Только на одном 677 видел убогую наклейку с рекламой службы по контракту (кстати в Самаре на трамвае 1155 такая же появилась).
При таком количестве автобусов, ходят они, естественно, эпизодически. Некоторые вероятно вообще, только в часы пик выезжают. Поэтому основным перевозчиком являются коммерческие Газели, которых тьма тьмущая. Ходят они ОЧЕНЬ часто, а поскольку многие маршруты в центре дублируют друг друга, то уехать на газели вообще не проблема. Чуть ли не половина транспорта на улицах - Газели. На автобусах ездят видимо только пенсионеры, да льготники. Хотя в час пик, особенно на 6-м маршруте автобусы тоже хорошо заполняются.
Оба 5256 работают на 6-м маршруте. Этот маршрут (а также 6а), вероятно, обслуживается исключительно муниципалами. Один из 5256 - старый, с двигателем ЯМЗ, а вот второй мало того, что нульцевый, так еще и с Катерпиллером! Вот уж чего никак не ожидал увидеть в Чапаевске. Видимо поступил в этом году. Уж не знаю, за чей счет и откуда он взялся, но если есть хотя бы один НОВЫЙ автобус не самой дешевой модификации, то значит еще не все потеряно
6а от 6 отличается, как я понял, тем, что он проходит по ЗаЖД части (по ул. Вокзальной), т.е. дважды пересекает ЖД - по переезду и путепроводу. На 6а по-моему работает всего один автобус БВ только в час пик. По крайней мере в другое время я этот маршрут вообще не видел. На 6-ке обычно работает два автобуса. Видимо этот маршрут считается основным магистральным. Также там ходит примерно столько же Газелей, причем они похоже все муниципальные.
У газелей 3-го маршрута (и вообще у большинства маршрутов) таблички обычно желтые, с указанием конечных, похожие на самарские и новокуйбышевские, а у газелей 8-го маршурта - белые листы А4 с цифрой "8". Других отличий 3 от 8 не заметил, трасса по-моему абсолютно одинаковая.
На 1-м работает 1-2 автобуса, но по-моему только в часы пик. Во всяком случае, во время обеда оба автобуса обедают
Может днем они и работают. На 2-ке тоже 1-2 автобуса БВ, но ходят вроде весь день. На 3 "живых" автобусов не видел, видел только стоящий на обеде на обочине ЛиАЗ с табличкой "3". На 5,8,12 автобусов нет. На 10 обычно работает 1 или 2 ЛиАз-677. В любом случае, вечером, примерно после 19 часов, автобусы по-моему вообще не работают. Остаются только Газели.
Автобусы 10-го маршрута от Гор.Больницы едут прямо по ул. Ленина в частный сектор до Школы №21. Там разворот вокруг кустов. Место весьма убогое. Газели того же маршрута поворачивают у больницы налево, на Щорса, и едут до "Проспекта", тем самым, срывая банк.
12а - это укороченная версия 12. Большинство газелей ходит именно по 12а, его конечная находится в районе "Химик", недалеко от СВЗХ, а 12 идет дальше и делает здоровенное кольцо по частному сектору. Народу там маловато, хотя в конце есть пляж на речке. Видимо 12-й автобус именно так ходил, т.к. разворот 12а такой узкий (во дворе фактически), что там вряд ли БВ-автобус влезет.
Похоже, что номера до 12 раньше были именно автобусными маршрутами. А вот 17 и, тем более, 27 - это скорее всего, чисто газельные маршруты, организованные не так давно. 27 фактически является удлиненным 12-м (хотя в некоторых местах идет по-другому), а 17 - удлиненной 6-кой. 17 вообще идет через весь город, от "Проспекта" до Нагорного, мимо вокзала, через весь центр и Соцгород, т.е. охватывает все основные пассажирообразующие места. Кроме того, при движении из Нагорного он делает заезд в Садово-Дачный поселок.
Чаще всего, на мой взгляд, ходят газели 1-го маршрута, несмотря на то, что он даже не проходит через вокзал. Также весьма неплохо работают маршруты 2,3,17,27. Чуть хуже - 5,8,10,12а. Реже всего ходят 6 и 6а. Хотя 6 еще можно дождаться.
Маршрутов, которые вообще не заходят в центр города, всего два - 5 и 6а. Остальные так или иначе через него проходят. Мимо вокзала по ул. Ж-дорожной проходят 2,3,6,8,10,17,27, а по ул. Вокзальной (ЗаЖД) - 5,6а,27. То есть 27-й дважды проходит мимо вокзала в разных частях города. Траектория 10-го маршрута выписывает здоровенную букву "S" по параллельным улицам. 140-й ходит до ЖД вокзала. Рядом с ним находится Автостанция.
ЖД пересекают маршруты: 1) по путепроводу - 6а,10,12,12а,27; 2) по переезду на юге центральной части - 6а; 3) по переезду в Титовке - 5.
++++++++++++++++++++++++++
Вроде все
Надеюсь, не утомил. Если что интересно, спрашивайте.