Трамвай.Нижний Новгород - один из немногих городов, которые нельзя назвать "чисто Татровскими" или "чисто "КТМовскими". Он - смешанный. Из трех депо, одно эксплуатирует только Татры, другое - только КТМы, а третье - и то и другое примерно поровну.
Всего в городе сейчас 16 маршрутов. Простенькая схемка на сайте Анатолия Сорокина и Сергея Филатова:
http://tramnn.narod.ru/routes/scheme10.gifНа ней почему-то не показан 17-й маршрут, хотя он точно есть, а также не подписаны служебные кольца "Скоба", "ул. Маслякова", "Лапшиха", "Комсомольская пл." и "Малышево". Еще не показано направление движения 6 и 7 по Сормовскому кольцу (6 ходит по внешнему, 7 - по внутреннему).
Вот еще схема путевого развития:
http://www.transp.nnov.ru/photos/maps/ls_tram.gifНа ней также есть неточности, например у Мосвокзала и на кольце у депо №1. Из трех сбрасывающих стрелок показана только одна. Зато есть путевое развитие всех депо. Ну и, поскольку она 2006 года, там не показано соединение колец на Игарской и линия по проспекту Ленина действующая.
Путевое развитие на конечных, также как и у троллейбусов, простенькое. Многие кольца, даже с двумя-тремя маршрутами, однопутные, а второй путь если и есть, то он обычно короткий. Более двух путей есть только на к/ст "ул. Игарская".
Как видно из схемы, сеть в основном остоит из вылетных линий, замкнутых контуров всего 4 - два в Нагорной части (по ним ходят кольцевые маршруты 2 и 18), один в Сормове (огромная закольцовка на конце длинной вылетной линии), и контур, охватывающий оба моста через Оку, который я рекомендовал выше для экскурсионной поездки.
Хотя трамвайные линии охватывают практически все основные районы города, маршрутная сеть, на мой взгляд, хиловата. Практически отсутствуют длинные маршруты через весь город, чаще всего добираться приходится с пересадками. Альтернативных параллельных маршрутов тоже очень мало. Из четырех контуров только "экскурсионный" используется параллельными маршрутами. Сормовский назвать таковым язык не поворачивается, он мне больше напоминает закольцовку самарских 7 и 27 автобусов в Зубчаниновке
Маршрутами типа "центр - микрорайон" можно назвать разве что 21 и 27, ну и еще 3,6,7,10,417 с большой натяжкой (они идут не в центр, а к вокзалу), а "заводскими" - 8,17,22. Наиболее удобными, на мой взгляд, являются все четыре, проходящие по мостам через Оку - 1,10,21,27 - именно по охвату территории и трассировке.
Вообще вагоны в Нижнем в среднем в неплохом состоянии. Есть очень хорошие Т3, Т6Б5 и даже КТМ-5, а также новые 71-608 и 71-619, а есть откровенно раздолбанные Т3 и КТМ-5, в том числе на 3,10,417 маршрутах, которые одним своим внешним видом отпугнут кого угодно у Московского вокзала. Подавляющее большинство вагонов Т3 и 608 в рекламе, некоторые 619 тоже, а Т6Б5 по-моему вообще все. В сцепках разные вагоны в разной рекламе, либо один в рекламе, другой нет. Зато в 3-м депо, на КТМ-5, рекламы практически нет. Стандартная окраска у всех вагонов своя, заводская.
Пути тоже неплохие, даже хорошие. Откровенно плохих участков не припомню, на обоих съездах полотно вообще почти в идеальном состоянии. Совмещенка в основном в центре города и в районе вокзала. В остальных местах почти везде выделенка, причем есть сугубо трамвайные улицы, например, трасса бывшей 4-ки через "Красную Этну" (сейчас там 417 ходит), трасса 8-ки между метро "Парк Культуры" и кольцом "Малышево", участок по Кузнечихинской ул. в Лапшихе. А в некоторых местах трамвайная линия вообще проходит в буквальном смысле по дворам микрорайонов, петляя между девятиэтажками. Например, ул. Трамвайная (говорящее название
) на линии 3,21 и некоторые участки Сормовского кольца. По последнему я немного прогулялся, так что вот несколько кадров.
ул. Ефремова:
ул. Вождей Революции, ж/д переезд с промышленной веткой:
Тут хоть и есть проезжая часть, но она такая раздолбанная, что здесь почти никто не ездит. Да и улица сама далеко не "центральная". Вообще атосфера там напомнила мне наш 116 км. Так же тихо, такие же двухэтажные дома...
Дом по ул. Коперника
:
А рядом с ним
это :
На второй фотке ул. Кооперативная, справа за деревьями ж/д линия и платофрма Кооперативная Заволжского направления.
Наиболее интересные трамвайные развязки.У
Московского вокзала вообще три отдельных конечных (1,27 / 3,10,417 / 6,7) для разных направлений, каждая со своей диспетчерской, расположенные в разных местах. Причем у 6,7 маршрутов кольцо с двумя путями, а у 1,27 и 3,10,417 - однопутные линии вокруг нескольких малюсеньких кварталов с коротенькими запасными путями около диспетчерских. Все три конечные имеют рельсовую связь между собой, так что теоретически проехать можно с любого направления на любое, а маршруты 1,27 и 3,10,417 даже имеют коротенький (метров 50) общий участок (правда там вагоны идут без пассажиров
). Из-за этого 1 и 27 разворачиваются по часовой стрелке. От самого вокзала ближе всего кольцо 6,7 маршрутов, фактически через дорогу (Московское шоссе), правда с задней стороны вокзала. Кстати, Нижний - один из немногих городов, в которых "город" есть с обоих сторон от вокзала
Тут с обоих сторон проходят две мощные магистрали с кучей транспорта и маршрутов ОТ. А вот до остановок 3,10,417 или 1,27 нужно идти примерно так же, если не дальше, чем в Самаре до остановки на Красноармейской в сторону Безымянки. Ну и при пересадке с одной группы маршрутов на другую тоже надо прогуляться.
На
ул. Игарской два кольца, расположенных с разных сторон шестиполосной магистрали, части трассы М-7. Когда-то давно они уже были соединены, но потом существовали автономно. Со стороны Мосвокзала туда ходил маршрут 4, а со стороны Автозавода - сейчас ходят 8 и 17, а раньше (в 1998 г.) еще ходили 22 (его потом укоротили до метро "Автозаводская") и 11 от пл. Лядова (по проспекту Ленина). В 2006 г., в связи с грядущим закрытием движения (хотя там и так только нули ходили) и демонтажом линии по пр-ту Ленина, перемычка между кольцами была построена заново и по ней был запущен 417 маршрут, соединивший в себе 4 и 17.
Кольцо 4-го маршрута со стороны ул. Удмуртской - однопутное, с запасным путем после выезда с кольца:
Видно, что пути перемычки совсем свежие. Еще обратите внимание на радиус закругления кольца. В Самаре такое кольцо уместили бы на вдвое меньшей площади. А в Нижнем вообще все кривые очень плавные, в центре часто срезают углы на перекрестках.
Собственно, перемычка:
Поскольку перекрестка тут нет, а пешеходного светофора тоже не было (есть пешеходный мост), то пришлось вещать трамвайный светофор, действующий по тому же принципу, что и описанные выше светофоры на съездах.
Вид на кольцо 8,17 маршрутов со стороны ул. Новикова-Прибоя:
Оно тоже однопутное, но с диспетчерской, причем все путевое развитие линейное, т.е. расположено на линейном участке перед кольцом. Там всего пять путей - один запасной перед кольцом и два после:
Соцгород-1 интересен тем, что там внутрь треугольника вписано разворотное кольцо и еще тупик Службы пути. Кольцо на
Лапшихе тоже любопытное. Оно представляет собой кольцо (в отличие от Ульяновского, трехстороннее), внутри которого есть еще одно, которое используется для отстоя обедающих вагонов (диспетчерская тоже есть).
Кольцо "ул. Маслякова" представляет собой аналог описанных троллейбусных разворотов посреди проезжей части. Вот фото:
Кольцо забавное. Я когда увидел на снимке из космоса на Гугле, не поверил даже, что такое расположение бывает в природе. Оказывается, бывает
Пример того, как можно вписать трамвайное кольцо в тесную застройку центра города. Сама улица ведет от пл. Горького на Похвалинский съезд и только слегка расширяется в этом месте. Трамвайные пути сохранились только в квартале между ул. Ильинской и кольцом, здесь они проходят на совмещенке посередине улицы. Раньше после кольца линия шла дальше вниз по съезду, уже сбоку, на выделенке. При этом перед заездом на кольцо трамваи пересекали попутный (а при выезде в сторону съезда - еще и встречный) поток автомобилей, а развороты возможны были в обе стороны. Сейчас кольцо используется только как аварийное, зехать на него можно с ул. Ильинской, только со стороны пл. Лядова. Да и в случае аварии с разворотом, как и на Скобе, могут возникнуть проблемы из-за припаркованных автомобилей.
Вот еще пара фоток кольца "4-й микрорайон" (оно же "Трамвайное депо №1"):
Само кольцо однопутное, путь слева - заезд в депо, справа - выезд из депо, между ними пошерстный съезд. Выездов вообще два: вот этот выходит сразу на линию, а другой позволяет проехать через посадочную остановку 19,27 маршрутов. Аналогично, кстати, устроено развитие около Депо №3.
Выезд с кольца через кольцевую развязку ул. Генерала Ивлиева, ул. Надежды Сусловой и ул. Бринского:
Здесь также есть светофоры для приоритетного движения трамваев. На правом столбе трамвайный светофор, на левом - автомобильный (как на ж/д переездах). Мне лично очень понравилось состояние "инфраструктуры", т.е. полосатые столбы, бордюры, замощеные плиткой пути внутри самого кольца. Короче, Европа
По поводу плавных кривых вот еще фотка срезанного угла на кольце "Черный Пруд" в центре:
И это еще ладно. Жаль не сфоткал, на повороте с ул. Ильинской на ул. Добролюбова (направо под острым углом), пути перед поворотом сначала уходят на несколько метров влево от оси улицы (!), а потом идет длинная плавная кривая вправо, также срезающая угол. Аналогичная картина на ул. Красносельской, между Ильинской и Малой Ямской (около площади Лядова), только там сама улица очень широкая.
Вообще, к/ст "Чёрный Пруд" представляет собой однопутную кольцевую линию вокруг двух небольших квартальчиков, без дополнительного путевого развития. В одно месте там еще имеется диспетчерская. Маршруты 1,21 и 2 внутренний отмечаются на ул. Ошарской (просто друг за другом встают), а 2-ка внешняя - прямо на перекрестке Ошарской и Пискунова, перед сходной стрелкой. Раньше тут еще была линия по переулку, на которой видимо был обеденный отстой, но сейчас от нее осталась только контактная сеть:
Из-за этого вагоны 2-го маршрута теперь вынуждены ездить на обед на кольцо "Лапшиха", вместе с 18-м.
Еще интересное место около Депо №2. Линия там идет по боковой выделенке, рядом с дорогой. А около депо она зачем-то трижды (!!!) пересекается с этой дорогой, плюс еще с дорогой пересекается въезд/выезд в депо. Остановка "ул. Чебоксарская" находится прямо на треугольнике напротив ворот депо, между кривыми разных направлений. Из этого депо тоже есть второй выезд, посредством которого можно развернуться, не объезжая всю территорию.
Продолжение следует...