Чтож, начну потихоньку лепоту выкладывать
Часть 6. Нижний Новгород.
15, 22, 23 августа.Нижний Новгород расположен в месте слияния двух главных рек Центральной России - Волги и Оки, на правом берегу Волги, примерно в 440 км к востоку от Москвы. Причем он больше вытянут вдоль Оки, чем вдоль Волги. Город долгое время был третьим в стране по населению (после двух столиц), но данные последней переписи говорят о том, что он скатился на пятое место (1 млн. 278 тыс.), пропустив вперед Новосибирск (1 млн. 392 тыс.) и Екатеринбург (1 млн. 315 тыс.). Шестое место пока что по-прежнему занимает Самара с 1 млн. 139 тыс. населения. В пределах 50 км от Нижнего находятся еще 6 городов (Дзержинск, Балахна, Заволжье, Городец, Кстово, Бор) и куча поселков. Держинск вообще официально имеет общую границу с Нижним, т.к. его более чем 15-километровая промзона тянется вдоль ж/д до западных окраин НН.
Ока делит город на правобережную (Нагорную) и левобережную (Заречную) части. Нагорная часть, как видно из названия, находится на горе. Точнее, на горах. Дятловы горы тянутся вдоль правого берега Оки на протяжении около 100 км до самого устья. Поэтому большая часть городской застройки расположена на горах, причем перепад высот от уровня реки весьма солидный (местами по-моему до 100 метров доходит). Склоны в сторону Оки очень крутые, поэтому они практически не застроены. Кроме того, из-за того, что горы подходят к реке вплотную, то внизу на берегу застройки тоже практически нет, за исключением района Речного вокзала и Кремля (уже в устье Оки). В общем, Нагорная часть Нижнего немного напоминает Правый берег Ульяновска. В Нагорной части расположены три из восьми городских районов (Нижегородский, Советский и Приокский), в том числе исторический центр города с Кремлем (с похожей на радиально-кольцевую сеткой улиц) у слияния двух рек. В Нагорной части довольно мало промышленных предприятий, в основном жилые районы. Железная дорога имеется только в виде электрифицированной однопутки с тупиковой станцией Мыза на конце.
Заречная часть полностью противоположна Нагорной. Она примерно вдвое больше, практически плоская, без ощутимых перепадов высот. В ней находятся 5 из 8 районов (Сормовский, Московский, Канавинский, Ленинский, Автозаводский), сосредоточены практически все промышленные гиганты (например, Горьковский Автозавод, Судостроительный завод "Красное Сормово", "Красная Этна"), здесь расположена огромная сортировка ГЖД (станция Горький-Сортировочный) и почти весь Горьковский ж/д узел, ж/д вокзал (станция Горький-Московский, сам вокзал тоже называется Московский), а также обе линии метро с 13 станциями, функционирующие пока как одна.
В черте города через Оку имеется 4 автомобильных и 1 железнодорожный мост. Три моста расположены непосредственно в городе - Канавинский, Молитовский и Мызинский. Канавинский находится практически в устье Оки, в самом центре города, Молитовский - на небольшом удалении, фактически на объезде центра, а Мызинский - на окраине, связывает между собой Автозаводский район на левом берегу и Приокский на правом. Первые два моста шестиполосные, с совмещенными трамвайными линиями посередине. Мызинский мост четырехполосный, без трамвая, причем по нему проходит участок федеральной автодороги М-7 "Волга" (поскольку Обводная дорога вокргуг Нижнего до сих пор не достроена).
Выше по течению расположен ж/д мост на перегоне Петряевка - Окская, а еще выше - автомобильный мост на той самой недостроенной Обводной. Последние два моста в черте города находятся лишь формально, по факту там только несколько поселков на левом берегу, а на правом вообще уже не территория города.
Кроме того, строится двухъярусный метромост, совмещенный с автомобильным движением между Канавинским и Молитовским мостами. Строится уже лет 20, хотя последнее время работы вроде бы активизировались - нужно срочно тянуть метро в Нагорную часть, т.к. пробки уже всех достали.
Также в черте города, в микрорайоне Мещерское Озеро имеется двухъярусный совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Волгу. Мост состоит из двух частей. Та, что ниже по течению, двухъярусная. На нижнем проходит четный ж/д путь главного хода Горьковской ЖД (перегон Горький-Московский - Толоконцево), а на верхнем - двухполосная автодорога. В паре десятков метров выше по течению находится одноярусный мост, по которому проходит нечетный главный путь ГЖД.
Конструкция моста весьма любопытная. Во-первых, он состоит из двух ярковыраженных частей - русловой и пойменной. Во-вторых, несмотря на то, что мостов два, один одно-, другой двухъярусный, конструкция ферм и пролетов такова, что они являются почти полной копией друг друга, так что издали два моста выглядят как один. Русловая часть расположена у правого берега и представляет собой два огромных судоходных пролета ферменной конструкции. Пойменная часть подоходит к русловой с левого берега, она имеет арочную конструкцию. Пойменная часть раза в два длиннее, причем она фактически проходит над землей, точнее, над заливными лугами. В межень ширина Волги в этом месте не превышает 400 метров, остальная территория с левого берега затапливается только в паводок. Причем после собственно моста дальше идет 5-километровая дамба, тоже через заливные луга, до поселка Неклюдово, где наконец начинается не затапливаемый "берег". Не последнюю роль тут еще играет тот факт, что Чебоксарское водохранилище, введенное в эксплуатацию 20 лет назад, так и не было набрано до проектной отметки (68 метров) и до сих пор находится на "временной" отметке в 63 метра. Этот факт, в свою очередь, порождает проблемы с водоснабжением и судоходством. Уже давно стало легендой ежегодное капитальное обмеление участка Нижний Новгород - Городец. Несмотря на постоянные дноуглубительные работы, на фарватер там смотреть страшно - местами ширина 50 метров и повороты на 90 градусов (такой жести даже на участке Волгоград - Астрахань нет). Скорости движения судов минимальные, грузовые суда специально "недогружают", чтобы уменьшить осадку, вводится особый режи проспука воды через обе ГЭС и особый график прохода судов по участку
Вид снизу на русловые пролеты:
Вид сверху:
Пойменная часть, вид снизу...:
...сверху...:
...и между мостами:
Конструкция ферм немного отличается, но издали выглядит так, как буто мост один или оба моста "заподлицо":
Электричка Кировского направления на мосту:
Рядом с мостом, чуть ниже наведен (в 1998 году тоже был) двухполосный понтонный мост, который перекрывает собой правый судоходный пролет моста, в разведенном состоянии оставляя для судоходства в обе стороны только левый:
Вообще пропускной способности моста не хватает, т.к. в Нижегородской области только две непаромных переправы через Волгу - вот этот мост и плотина в Городце, почти в 50 км выше по течению. Даже несмотря на то, что на левом берегу Волги крупных городов практически нет, да и автодороги там только региональные. А в то время на мосту к тому же шел ремонт дорожного полотна. Поэтому там существует особый режим пропуска автотранспорта. В одни часы движение по обеим полосам идет только в сторону Нижнего Новгорода, в другие - только из него, в третьи - в обе стороны по одной полосе. Когда сводят понтонный мост, движение из города пускают по нему, а в город - по нормальному мосту. Но во время ремонта иногда все движение в обе стороны пускали только через понтонный мост. Вобщем жесть
Речной вокзал Нижнего Новгорода расположен фактически наполовину на Оке, наполовину на Волге, причем довольно трудно понять, где граница, т.к. в том месте правый берег Оки плавно поворачивает направо и становится правмы берегом Волги. Причалы простираются от Канавинского моста до Зеленского съезда и немного дальше. Само здание довольно симпатичное, расположено на Нижневолжской набережной, на площади Маркина:
Вид с Волги:
Вид с Речного вокзала на стрелку Волги и Оки (вдалеке видно Волжский мост):
Полуостров на стрелке Волги и Оки так и называется - Стрелка. На нем даже написано это слово большими буквами
:
А еще там есть улица Стрелка, которая упирается в желтую с черными куполами церковь - собор Александра Невского.
На Стрелке располагаются причалы грузового района порта, часть на Волге, часть на Оке, и один причал - прямо на углу, под надписью "Стрелка" (на фото). Левый берег Оки, в отличие от правого, впадает в Волгу под углом почти 90 градусов.
Вид Стрелки с Волги:
Стрелка вечером и ночью:
Продолжение следует.