Поучаствовав в ульяновских покатушках 25 июля, вечером того же дня я погрузился в полупустой вагон поезда "Ульяновск - Набережные Челны", из которого на следующее утро и вышел на вокзале Набережных Челнов. ЖД вокзал совмещен с автовокзалом, правда автовокзал представлен лишь перроном и кассами на привокзальной площади.
ЖД вокзал:
Напротив вокзала находится к/ст "Сидоровка":
Проехав несколько остановок, довелось понаблюдать за работой КРС: при входе контролеров в вагон водитель в микрофон называет номер первого билета за текущий рейс - чем то напомнило ижевские "номерки" на окнах.
Состояние ПС в Челнах - не хуже чем в Ижевске: салоны всех вагонов выкрашены белой (!) краской, причем заметно, что красят их регулярно - выглядит все это очень опрятно. Снаружи - такая же опрятная окраска либо свеженькая реклама, часто социальная, но не унылая при этом. Все вагоны оснащены ЭМУ, правда только цифровым и только спереди. Кстати, в Челнах 100% сети - на выделенке. Так-то!
Линия по проспекту Мусы Джалиля:
Вагон 0101 в социальной рекламе к Дню Победы:
Линия к депо и въезд в него:
Домик, беспалевно разместившийся в гордом одиночестве среди целого микрорайона девятиэтажек. Думаю, в нем живут люди, крутые на всю голову.
Многие знают, что привычная идентификация дома по наименованию улицы и номеру в Челнах используется редко - там со времен строительства города сохранилась привычка в качестве адреса использовать номер "комплекса" (причем в одном квартале этих самых комплексов может быть три, и как определить где какой не вполне понятно) и номер дома в нем. В итоге таблички на домах выглядят так:
Также весьма эротично названа одна из основных магистралей города - "Автодорога №1". Вдоль нее проходит живописная трамвайная линия в старую часть города:
Кроме адресов у Набережных Челнов есть еще несколько интересных особенностей:
-относительно большое количество разноуровневых пересечений улиц, причем по одному из них (Вахитова / Московский) в разных уровнях проходят две трамвайные линии по которым в свою очередь проходят два взаимно "петлевых" трамвайных маршрута (4 и 7) с петлями в виде восьмерок, то есть с самопересечением в разных уровнях; в нижнем уровне - трамвайная остановка, защищенная от осадков.
-кольца огромного диаметра, гораздо больше, например, тольяттинского Автостроителей / Свердлова;
-очень большое количество подземных переходов - почти на каждой более-менее значимой остановке они есть.
Вообще НЧ принято сравнивать с Тольятти, но мне они гораздо сильнее напомнили Новый Город Ульяновска - даже планировка схожая в чем то.
В промзону ведут целых три параллельных линии трамвая - вдоль проспектов Хасана Туфана, Вахитова и Яшьлек. Линия по Туфана затем поворачивает под прямым углом на некий поперечный проезд, название которого выяснить не удалось, идет вдоль него и заканчивается к/ст "Литейный завод":
Вагон 053 на Туфана:
Кольцо РИЗа (?), в маршрутном движении как я понял не используется:
Вдоль трамвайных линий растет вкуснейшая дикая малина, я - полакомился (более того, в некоторых местах малина растет прямо за остановкой, и местные в ожидании трамвая тоже вовсю ее поедают).
Огибая одно из огромных колец, линия подходит к одной из проходных КамАЗа, причем вход - только через подземный переход под трамвайной линией (!). Напротив проходной также находится автобусная посадочная площадка.
Кстати среди автобусов мне в основном попадилсь МВ, а немногие виденные БВ были пригородными либо ведомственными. Возможно - это из за воскресенья.
Вагон 057 в выемке:
Линии вдоль Туфана и Вахитова сходятся не доезжая Автодороги №1, а через несколько десятков метров линия снова разделяется на две - получается неслабый узел в чистом поле, фактически не привязанный к уличной сети.
Вагон 003 подъезжает к "Узлу Х.Туфана" с востока, а вагон 057 - с линии вдоль Вахитова:
Вагон 0122 на трамвайном путепроводе на проспекте Вахитова. Под путепроводом - огороженная забором дорога, соединяющая между собой две территории КамАЗа по разные стороны проспекта:
Осмотр контактной сети на линии вдоль проспекта Яшьлек:
К/ст "Кузнечный завод", которой эта линия заканчивется:
Вагон 097 на проспекте Сююмбике и выносящая мозг клумба, посвященная раллийным успехам: кроме камаза на ней - эйфелева башня и египетские пирамиды.
Уезжал я на поезде "Пермь - Адлер" до Димитровграда, где изрядно поругавшись с автовокзальным контролером погрузился таки таки в димитровградский "Шенлонг", который и довез меня до работы. На этом - все