Общие сведения о ГЭТе.Волгоград в электротранспортном отношении - город уникальный сразу по нескольким причинам. Во-первых, это единственный город в бывшем СССР, имеющий
три независимые, не соединенные никак друг с другом трамвайные и
три независимые троллейбусные сети. Три троллейбусные, впрочем есть еще в Нижнем Новгороде, но вот трех трамвайных нет больше нигде. Причем одна трамвайная и две троллейбусные сети состоят всего лишь из одного депо и одного маршрута
Во-вторых, это единственный город в России, имеющий
метротрам. Скоростные линии трамвая имеются в нескольких городах (Ижевск, Саратов, Санкт-Петербург и пр.), кроме того есть полностью скоростные системы (Старый Оскол, Усть-Илимск, Черемушки). Но вот СТ с подземным участком нет больше нигде. В бСССР такое есть еще только в Кривом Роге. Правда, сравнивать криворожский СТ с волгоградским не совсем корректно - первый представляет собой практически метро, только с трамвайным ПС, второй же из общего с метро имеет только подземный участок. В-третьих, в Волгограде имеются уникальные образцы подвижного состава, существующие у нас в стране в единственных экземплярах. Но об этом позже
Собственно поэтому главной целью моего посещение было осмотр, по возможности, 100% сети. И мне это, в принципе, удалось за три дня. В общем-то я не съездил только на троллейбусное кольцо у Речного вокзала (но там я был в 1997 году, там две остановки от Предмостной площади) и еще в Красноармейском районе не успел съездить на трамвайное кольцо "Судоверфь" (две остановки за Волго-Донским каналом, но, судя по фотографиям в Инете, там все равно ничего интересного нет).
Всего в городе шесть депо - два трамвайных, три троллейбусных и одно совмещенное. Нумерация сквозная, так что троллейбусные депо имеют номера 1, 4 и 6, а трамвайные - 2 и 5. Полное название совмещенного депо звучит так: "Трамвайно-Троллейбусное депо №3 Красноармейского района". Нумерация ПС во всех депо стандартная, четрехзначная, первая цифра - номер депо. Так что в Волгограде физически невозможно существование трамвайного вагона и троллейбуса с одинаковым бортовым номером. В совмещенном Депо №3 для соблюдения этого условия выделены отдельные диапазоны: для трамваев - 30хх, для троллейбусов - 32хх.
ГЭТ обслуживает МУП "Метроэлектротранс" (сокращенно "МЭТ"). Всего в городе 12 трамвайных и 15 троллейбусных маршрутов. Распределение по депо следующее:
Трамвайное депо №2:
1,2,3,4,5,6,7,10,12 (обслуживает основную, центральную сеть);
Трамвайное депо №3:
11 (обслуживает единственный маршрут в Красноармейском районе);
Трамвайное депо №5:
13,СТ (обслуживает северную сеть, состоящую из линии СТ и внутрирайонного маршрута 13);
Троллейбусное депо №1:
2,7,10,11,15,15а (обслуживает западный и южный участки центральной сети);
Троллейбусное депо №3:
6 (обслуживает единственный маршрут в Красноармейском районе);
Троллейбусное депо №4:
1,3,8,8а,9,12,16 (обслуживает северный и южный участки центральной сети);
Троллейбусное депо №6:
18 (обслуживает единственный маршрут в Кировском районе).
Официальная схема
и
маршрутов, наклеенная во всех трамваях и троллейбусах, а также в киосках МЭТа:
На ней правда отсутствует 1-й маршрут
"ЖД вокзал - Нижний поселок ВГТЗ". Его только недавно восстановили.
Вот еще схема
маршрутов на Троллсити, более-менее привязанная географически:
http://trollcity.narod.ru/map/vgr.gifПоскольку приличных схем маршрутов, наложенных на карту города, и тем более схем путевого развития, НЯЗ, в природе пока не существует, то можно использовать схему, составленную мной от руки (я ее на СТТС тоже выкладывал
). Всего семь файлов:
1) Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы:
2) Краснооктябрьский и Центральный районы:
3) Центральный, Ворошиловский и Дзержинский районы:
4) Запад Дзержинского района:
5) Ворошиловский и Советский районы:
6) Советский и Кировский районы:
7) Красноармейский район:
Подробно на каждой сети остановлюсь ниже, а пока приведу
общие впечатления от работы ГЭТа.
Техническое состояние трамваев и троллейбусов от хорошего до отличного. При этом внешне и внутренее они могут выглядеть и не особо привлекательно, но зато, привезя из Волгограда 25 билетов, должен констатировать, что ни один из 25-ти трамваев и троллейбусов, в которых я проехался, не гремел, не вибрировал, не разваливался на ходу, вообще не издавал никаких посторонних звуков, а двигался плавно и тихо (насколько тихо вообще могут ездяить Т3 и ЗиУ-9).
Скорости движения - высокие, местами запредельные. Трамвайные пути в отличном состоянии везде, включая отдельную сеть 3-го депо и 13-й маршрут, плохих не видел вообще, хотя объехал всю сеть. На линии СТ пути вообще идеальные. Линии на 95% на выделенках, местами вагоны идут сквозь частный сектор по сугубо трамвайным улицам без проезжей части. Совмещенных участков в городе всего 4 - два на центральной сети и по одному на сетях 5 и 3 депо. Кроме участка в Красноармейске длиной в несколько кварталов, остальные участки имеют протяженность всего в пару сотен метров, причем проходят они по не сильно загруженным улицам. Думаю нет смысла упоминать, что все стрелки, конечно, автоматические
Троллейбусы от трамваев не отстают. Большинство линий проходит по широченным магистралям, так что перегоны там длинные и скорости высокие. 50-70 км/ч - норма. Обгон Газелей - норма. Обгон легковушек (
!) и скоростного трамвая (
!!!) - тоже случается
Средние скорости наблюдаются только на периферийных участках в микрорайонах (и то, не везде), а также в центральной части города (из-за плотного движения). Контактная сеть в отличном состоянии, подвеска праткически везде цепная, очень много термокомпенсаторов. А самое главное - в кривых она подвешена
как положено! С большим количеством держателей, с плавными закруглениями, с двойной подвеской, с цепной подвеской и т.п. В результате в Волгограде троллейбусы гоняют даже в кривых
Интервалы движения на основных маршрутах не более 10 минут, на некоторых -
3-5 минут На СТ интервалы в час пик - от
2 мин 15 сек, до
2 мин 30 сек Вот троллейбусная интервальная табличка старого образца:
А вот нового образца:
3 минуты на 9-м маршруте - это не бред, они реально так ходят!
А вот табличка на конечной СТ "ВгТЗ":
Есть правда несколько вспомогательных маршрутов (напр.
6,7,12,
1,3,8а,15а), имеющих большие интервалы (15-30 минут), но они работают в дополнение к основным и полностью дублируются ими. Причем эти маршруты пользуются не меньшей популярностью, т.к. на всех конечных станциях и даже на некоторых конечных без диспетчерских (!) вывешены
полные расписания движения всех маршрутов. Вот, например, расписание
2,8а,10,15а на к/ст "Площадь Куйбышева":
Указаны даже все нулевые рейсы.
Все основные маршруты работают до 24 часов, вспомогательные - до 18-19 часов. Заполнение днем почти на всех маршрутах как минимум на все сидячие, при этом, что мне особенно понравилось -
давок не бывает! Во всяком случае я не видел. То есть интервалы такие, что давка просто не успевает возникнуть. Даже на СТ в системе Т3 в час пик, хоть и с трудом, но можно ходить по салону.
Причем интенсивность движения ПС на отдельно взятом участке достигается там не большим количеством проходящих маршрутов, как в Самаре, или например, в Ебурге, а именно минимальными интервалами на каждом отдельно взятом маршруте, поскольку по многим вылетным линиям ходит всего 1-2 маршрута. Поэтому там, где сходится несколько маршрутов, можно нередко наблюдать трамваи/троллейбусы, движущиеся один за другим вереницей
В салонах трамваев и троллейбусов коммерческой рекламы
НЕТ! Вообще!
Снаружи оклеивают в рекламу в основном троллейбусы, трамваев в рекламе очень мало, гораздо больше в социальной рекламе, "пожарной" рекламе, ГАИшной рекламе или рекламе самого МЭТа
Автоинформаторов нет, зато остановки
всегда объявляют водители. Даже если в салоне остался, кроме кондуктора, один-единственный пассажир-перидромофил, который едет поздно вечером до конечной в глухой промзоне
Проверено!
Кроме того, в салонах чисто.
При всем при этом
стоимость проезда в ЭТ в мае 2008 составляла всего-навсего
6 (шесть) рублей! То есть такая же как в Ульяновске, самая дешевая в Поволжье
Вообще ЭТ пользуется огромной популярностью, как благодаря своей четкой и стабильной работе, а также наличию расписаний, так и благодаря тому, что автобус в Волгограде переживает не лучшие времена. Автобусные маршруты сохранились в некоторых периферийных районах, в основном где нет ГЭТа, весь остальной рынок захватили маршрутки. Причем маршрутки в Волгограде - исключительно "ГАЗели", другого ПС я не видел. Есть правда несколько коммерческих маршрутов, на которых работают автобусы БВ (типа бэушных Мерседесов). Впрочем про автобусы позднее
Однако у меня создалось такое впечатление, что маршрутками там люди пользуются от безысходности. То есть только в том случае, если в нужную точку нельзя доехать на ЭТ без пересадки, либо вообще нельзя доехать на ЭТ. В остальных случаях люди обычно выбирают ЭТ
Любопытно, кстати, что в городе на многих остановках висят рекламные плакаты МЭТа, выглядят они примерно вот так:
http://stts.mosfont.ru/photo/63563/Это один из вариантов. Но по-моему эта организация в рекламе не нуждается
Ну а чтобы окончательно добить мозг, вынести его и растоптать, а также доказать, что Волгоград - это город для людей, а Самара - для орков, приведу еще пару любопытных фактов
В Волгограде отношение жителей к ЭТ, а также к ПДД (
) сильно отличается от отношения к нему в других городах Европейской части. То что трамвая боятся и под него никогда не лезут и не подрезают его - и так понятно, тем более что там особо и негде этим заниматься, везде выделенка. К СТ тут вообще отношение особое (на центральном участке есть несколько автомобильных переездов через линию), потому что ясно, что он просто так не остановится
На самом загруженном из четырех совмещенных участков в городе - улице Краснознаменской в центре города проезжая часть представляет собой по 2 полосы в каждую сторону плюс трамвайные пути посередине. При этом трамвайные пути
отделены сплошной линией и не дай бог какому-нибудь заезжему АУ встать "слишком слева" в габарите вагона. Подъехавший вагон (а он точно подъедет, т.к. там ходит 4 маршрута с интервалами не более 10 минут каждый) подъедет вплотную и будет подъезжать все ближе и ближе, сопровождая это звоном и матом водителя до тех пор, пока АУ не отъедет обратно за линию
Троллейбус вообще пользуется уважением не только среди автомобилистов, но и среди Газелистов! Много раз наблюдал почти дикую для нас картину - при отъезде троллейбуса от остановки с выездом во второй ряд, идущая по этому ряду Газель
останавливается и пропускает его!
То же делают и автомобилисты.
На всех основных магистралях, т.е. улицах шириной 6-8 полос над крайними левыми полосами вистя таблички "
Водитель! Не занимай левый ряд!". В общем-то это прописано в ПДД, но лично я такие таблички видел первый раз в жизни.
Я писал уже где-то, что волгоградцы не знают, что такое остановка троллейбуса во втором ряду из-за припаркованных автоуродов и таксистов. Это на самом деле так, видимо в Волгограде просто считаетя дурным тоном парковаться на остановке и ближе 15 м от павильона (согласно ПДД), поэтому троллейбус в Волгограде всегда подъезжает прямо к бордюру. Иногда сразу по два-три, т.к. движение очень интенсивное.
А теперь окончательный нокаут
Остановки троллейбуса, согласно СНиПам располагаются, как правило, за перекрестком, метров через 20-40 после. Так вот в Волгограде, НЯП, маршруткам
запрещено останавливаться на троллейбусных остановках Они останавливаются прямо на углу, сразу за пешеходным переходом. Некоторые газелисты правда иногда нарушают это правило, но они при этом сильно рискуют нарваться на неприятности. Причем пассажиры это знают и стоят в ожидании Газели именно на углу. Хорошо видно отдельную кучку людей, ожидающих троллейбус на остановке и кучку ожидающих Газель на углу. Причем пассажиры маршруток стоят не просто так, а
в очереди Вообще очереди на маршрутку я наблюдал только в Москве и Питере и то, только на конечных остановках. А в Волгограде это явление есть даже на промежуточных!
Культура, епт!
Продолжение следует...