Центральная троллейбусная сеть (Депо №1 и №4).Как видно из схем, центральная сеть в целом имеет форму буквы "Т". Основная линия север-юг тянется через 4 района практически по всей длине 1-й Продольной магистрали - от Спартановки на севере до пл. Куйбышева на юге. В центре от нее по основной поперечной магистрали отходит линия на запад, которая затем разветвляется на два основных направления - на ВЗБТ/Рыбокомплекс и на Больничный комплекс. Сеть полностью звездообразная, т.е. не имеет замкнутых контуров, если не считать линию 3,9 маршрутов по 2-й Продольной магистрали на севере города. Но путевое развитие на пересечении проспектов Ленина и Металлургов представляет собой глухое пересечение, повороты там возможны только с перестановкой штанг. Кроме этого есть коротенькие (в 1-2 остановки) ответвления от главной стержневой линии север-юг. Это линии к Нижнему поселку ВгТЗ, Детскому Центру, Речному вокзалу и ЖД вокзалу. Как я уже писал выше, точка пересечения линий север-юг и восток-запад (пр-т Ленина / Комсомольская) является главным троллейбусным узлом Волгограда. Через него проходит половина маршрутов города (8 из 15-ти). А если считать еще поврот к ЖД вокзалу, который находится в квартале на север, то 10 из 15-ти. Эта точка условно делит сеть на три части - северную, южную и западную.
Всего в городе более 330 троллейбусов, из них около 50 обслуживают отдельные сети 3-го и 6-го депо, остальные работают в двух депо центральной сети (т.е. более 280 единиц, что больше чем во всей Самаре и даже больше чем в Чебоксарах
, а поскольку маршрутов в Волгограде меньше, представьте себе какой у них выпуск
).
1-е депо находится в западной промзоне, по линии на ВЗБТ, а 4-е - на проспекте Ленина напротив Дворца Спорта (за линией СТ). К нему ведет коротенькая, но зато 4-хпутная служебная линия:
Троллейбус 4528 заезжает в депо со стороны Спартановки и перескает СТ:
При этом распределение маршрутов между депо таково, что к северу от центрального узла работают только троллейбусы 4-го депо, а к западу - только машины 1-го депо. И только на южной части сети работают оба депо. Вообще, конечно, местным виднее, но меня лично удивляет отсутствие беспересадочных маршрутов запад-север, есть только запад-юг и север-юг. Понятно, что деловой и культурный центр города расположен к югу от центрального узла, в т.ч. в Ворошиловском районе, но по-моему хотя бы один маршрут запад-север не помешал бы. Тем более что раньше такие существовали: например, 7д "ВЗБТ - пл. Возрождения" и 14 "Школа №33 - пл. Возрождения"
Стержневым магистральным маршрутом является самый длинный в городе маршрут
8а "Спартановка - пл. Куйбышева", проходящий по всей главной линии север-юг от начала до конца. И хотя, как видно из индекса, он является всего лишь вспомогательным к 8-му (а точнее он является объединенным 8+2), и, соответственно, имеет интервалы более 10 минут и время работы только до 18 часов, этот мега-маршрут имеет огромную популярность благодаря тому, что проходит по всему главному транспортному коридору центральной части города, в том числе параллельно СТ. Кстати, СТ на всем своем протяжении дублируется троллейбусами, причем маршрут 8а поглощает его полностью плюс захватывает всю Спартановку и весь Ворошиловский район
Именно поэтому на маршруте 8а работают практически только сочлененные троллейбусы (причем ни на каком другом маршруте они не работают).
Особенность центральной сети, да и вообще волгоградского троллейбуса - наличие просто огромного количества промежуточных колец на всех основных линиях. Среди ни есть как просто развороты на участках с бульварами, так и кольца с отдельными площадками. Как в одну сторону, так и в обе. Как развороты с двумя стрелками, так и с одной, либо вообще без стрелок (с перестановкой), и даже замкнутые кольца типа самарских колец "Кряж" и "Бакинская". Часть из этих колец "исторические", т.е. остались после продления линии, часть построена специально. Часть используется как запасные/аварийные/служебные, часть не используется. Например, на линии север-юг в общей сложности 9 (девять) таких колец - три на южном участке и шесть на северном. Среди них одно замкнутое кольцо, один разворот с перестановкой штанг, 5 односторонних разворотов со стрелками, один двухсторонний и одно трехпутное кольцо с диспетчерской (последнее кольцо единственное из 9-ти, использующееся в маршрутном движении). На линиии 3,9 маршрутов есть три промежуточных кольца (два полностью замкнутых и один разворот со стрелками). На западной линии их шесть и еще два - на линии на Больничный комплекс, из них 3 кольца используются в маршрутном движении.
Другая особенность Волограда - огромные
конечные станции с навороченным путевым развитием, расположенные на концах всех основных линий (Спартановка, пл. Куйбышева, Рыбокомплекс (ВЗБТ), Больничный комплекс). Не сильно уступают и промежуточные конечные станции с диспетчерскими (ЗКО, пл. Возрождения, ЖД вокзал). На всех таких к/ст также есть места замера тока утечки, работающие по "московскому" принципу.
Северная часть сети.К/ст "Спартановка" - крайняя северная точка волгоградского ГЭТа, здесь обедают маршруты 8 и 8а и разворачивается 9:
Обратите внимание на парковку машины 4541
За конечной станцией улица Николая Отрады разделяется: прямо на север идет автодорога Р-228 на Саратов/Сызрань, а направо - дорога по плотине Волжской ГЭС в город Волжский, а также на автодорогу Р-226 на Энгельс/Самару.
На самой к/ст 3 пути плюс 1 обгонный (на фото крайний справа). Причем все 3 пути затем разворачиваются на 180 и идут в обратную сторону:
Мест замера тока утечки здесь два - на въезде и выезде. Вообще их делают обычно на крайнем правом пути, который также является обгонным, поскольку на некоторых к/ст посадочная остановка находится прямо на отстойной площадке рядом с диспетчерской.
Кольцо 1 и 3 маршрутов "Нижний посёлок ВгТЗ":
Представляет собой просто разворот с высадкой посреди площади
Линия идет от проспекта Ленина по ул. Михайлова. Имеется промежуточная остановка по требованию под названием "Цветочная".
К/ст "ЗКО" (Завод "Красный Октябрь") 3,9 маршрутов представляет собой двухпутное кольцо по заводской парковке
Правда там есть охрана, на въезде и выезде стоят шлагбаумы, так что троллейбусам никто не мешает:
На первом фото справа на столбе видно контактные "усы" системы контроля тока утечки. Причем правый (внешний путь) идет не с проспекта Металлургов, а из тупика на проспекте Ленина (по нему можно заехать на к/ст при движении из центра и из депо). Справа от кольца в выемке проходит ж/д ветка на Тракторную (троллейбусы проходят на дней по небольшому путепроводу, фото которого издалека было выше), а дальше - линия СТ, проходящая также под троллейбусной линией.
Конечная станция 12-го маршрута "Площадь Возрождения":
Здесь только средний путь сквозной, правый полностью тупиковый, левый - пошерстный тупик. Площадка находится слева по ходу движения троллейбусов из центра, причем 12-й маршрут, кроме высадки непосредственно на площадке, останавливается еще и на той же остановке, где транзитные маршруты. Из-за этого троллейбусы вынуждены после высадки на этой остановке резко перестраиваться из первого ряда в третий для поворота на к/ст:
Остановка "Центральный Стадион":
Слева одноименная станция СТ. Проспект Ленина здесь имеет уширение с бульваром посередине (длинное овальное кольцо), вокруг которого идет замкнутая кольцевая линия (на фото видно справа), с помощью которой можно разворачиваться в обе стороны с двойной перестановкой штанг.
Линия к ЖД вокзалу проходит от проспекта Ленина по улицам Порт-Саида и Коммунистической. Причем промежуточных остановок там нет, хотя перегон получается довольно длинный. К/ст расположена прямо под путепроводом через вокзал, т.е. на пересечении Коммунистической и Комсомольской, справа от здания вокзала:
Машина 4572 выезжает на ул. Коммунистическую:
Само кольцо двухпутное, причем со взаимным пересечением путей - один путь обгонный (быстрый оборот с отметкой рейсов), второй - отстойный.
Машина 4563 16-го маршрута на обеде:
К/ст является основной для 1 и 16 маршрутов. Маршрут 16 "ЖД вокзал - Речной вокзал" - вообще явление уникальное, даже по меркам Волгограда
Это самый короткий маршрут, на нем всего лишь 9 остановок и 2 машины. При том, что от ЖД до Речного вокзала можно пешком дойти по Аллее Героев (кратчайший путь) за 10 минут
Маршрут проходит полностью по центру. При движении в сторону Речного вокзала он делает также заезд к Детскому Центру (т.к. левого поворота на Краснознаменскую нет). При этом он вроде как имеет еще и разновидности
, типа движение без заезда на Речной вокзал (ЖД вокзал - Детский центр) или движение с заездом к Детскому центру в обе стороны...