В 1995 году к очередному юбилею кабельного завода была издана книга "Красное озеро". В книге есть любопытные сведения на транспортную тему.
Для начала о книге. По жанру это обычная юбилейная книга советского типа, вот что написано в самой книге.
Цитата:
"Красное озеро" - документально - художественная повесть о судьбе и людях известного в России Самарского завода кабелей связи, которому в 1995 году исполняется сорок лет.
Автор книги - самарский писатель, заслуженный работник культуры России, известен как прозаик, поэт и драматург, чьи произведения печатались и ставились в Москве, Ленинграде, Самаре, Саратове, Чите и других городах России. С. М. Табачников - создатель документально - художественных произведений о волжских нефтяниках, станкостроителях, автомобилистах, связистах, швейниках, авиастроителях. "Красное озеро" - из этой же серии.
Для начала любопытная история о предистории завода. Здесь уже упоминается станция Красное Озеро. Хотя непонятно, сущестововала ли эта станция в реальности.
Цитата:
От войны осталось еще одно наследие - оборудование для кабельного завода, полученного от Германии по репарациям. Хранилось оно беспорядочно, как на свалке, многие ящики упаковки были разбиты, кое-какие металлические предметы начали ржаветь - открытое небо не защищало ни от дождя, ни от снега. Предполагалось, что пойдет это оборудование на совершенствование уже действовавшего в Куйбышеве кабельного завода, тоже рожденного войной. Но случилось иначе...
Цитата:
Первоначально новый завод решено было строить в непосредственной близости от авиационных гигантов, на берегу реки Самары. Было это еще в 1948 - 49 гг. (А кое-кто считает, что раньше, еще до войны, когда планировалось строительство на ст. Безымянка, близ Куйбышева, комплекса авиационных заводов.) Масштабы будущего завода определяло задание - построить самый крупный в стране завод кабелей связи. Именно самый крупный! Так планировало министерство электротехнической промышленности. Из числа инженерно-технического персонала уже действовавшего Куйбышевского кабельного предприятия, которое возглавлял М. Куцевол, были выделены руководители стройки.
Цитата:
В 1944 г. Мананников вернулся в Самару, был главным энергетиком толерубероидного завода, пока не получил приглашение в 1952 году на должность директора и главного инженера еще не существующего завода...
А завод уже имел свою начальную историю. Его начало было недолговечным и дорогостоящим. Когда стройка не только началась, но и получила определенные очертания, когда вложен был немалый труд и огромные капиталы, авиационные заводские генералы потребовали строительство приостановить или, как тогда было модно говорить, законсервировать. Мотив выглядел убедительно - новостройка затруднит посадку на заводские аэродромы новых типов реактивных самолетов. Городские власти пробовали возражать, но из Москвы поступило по этому поводу постановление, подписанное Сталиным. Какие тут могут быть возражения? (Сейчас на месте, где начиналось строительство КЗКС, расположился тепличный комбинат, земли его хорошо удобрены миллионами похороненных рублей).
Вот тогда и потревожили люди широкое мирное ромашковое поле вблизи маленькой станции с непонятным и даже сказочным названием "Красное озеро". Загрохотали тракторы, землеройные машины. Но главное дело вершили неутомимые и неумирающие лопаты. У Куйбышевского завода кабелей связи появилось новое начало.
Цитата:
Стройка в нашей стране - всегда дело сложное. То одного не хватает, то другого. То денег нет, то людей. То один начальник утверждает, то другой отменяет... Тем более, когда речь идет о такой масштабной стройке, как завод площадью согласно Генплану в 517 гектар.
Со многими трудностями встретился новый директор Павел Николаевич Мананников, прежде чем был подписан "Акт # 599 о предоставлении земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации". Ранее этот участок принадлежал совхозу «Пионер», и бывшее ромашковое поле запахло перерытой землей, бензиновыми парами, всякими техническими маслами. Тишина и покой этим местам уже давно не снились. Техники, конечно, не хватало, а когда не хватало строителей, сюда пригоняли - именно пригоняли - целые колонны заключенных - их в те времена было более чем достаточно. Сколько их, безвестных жителей Гулага, оставили свой след на этом изрытом ромашковом поле...
Цитата:
1951 г. Совет Министров СССР принял решение "О строительстве первой очереди завода кабелей связи в г. Куйбышеве", а 22 августа 1952 г. Министерство электротехнической промышленности утвердило технический проект этого завода.
А вот зарисовка о том как в то время добирались на этот завод его работники. Интересно, что на электричке почему то ездили до Стахановской, хотя с Безымянки идти явно ближе. Вероятно именно в этот период у работников завода появилось желание завести себе персональный транспорт.
Цитата:
Работали дружно, хотя и тяжело. Энтузиазм послевоенных лет сейчас даже трудно объяснить. То ли тому причиной молодость, то ли инерция военных лет, когда от тружеников тыла во многом зависела победа на фронте, то ли безграничная вера в светлое будущее. Ничто не страшило - ни холод, ни голод, ни бездорожье. Контора завода находилась на Безымянке, поближе к конторе строителей, сама стройка - в другом месте, жили люди - большинство, по крайней мере, - в старом центре города. Ездить приходилось на электричке до станции «Стахановская», а затем четыре километра пешком через поля и буераки. И так каждый божий день.
Особенно тяжело и неуютно было зимой - по заснеженной равнине проложит впередиидущий тропку - и гуськом топают за ним рабочие, техники, инженеры. (Автобуса у завода тогда еще не было - даже уголь для обогрева подвозили на подводе, которую тащила тощая лошаденка). Но люди не унывали. Одному идти по такому полю страшно и скучно... А вместе - совсем другое дело. И поддержишь друга, и пошутишь, и посмеешься.
В 1955 году завод заработал и с тех пор руководство завода начала активно бороться за собственные автобусы. То есть фактически ещё с 1955 руководство КЗКС возило работников на собственном автобусе и в городском транспорте не нуждалось.
Цитата:
9 сентября 1955 года приказом министра электротехнической промышленности СССР # 329 Куйбышевский завод кабелей связи (КЗКС) включен в число действующих предприятий. Эта дата стала официальным днем рождения завода.
Цитата:
В 1957 году Игорь Аркадьевич был назначен главным инженером завода. Многое изменилось к тому времени. Люди уже не ходили на завод 4 км пешком от станции Стахановская - оборудовали будку, которая устанавливалась на грузовом автомобиле ГАЗ-51. Его бессменно водил шофер, которого никто иначе не называл, как Иван Иванович. Как только завод получал новую машину, на нее переставляли старую будку, и снова за руль садился все тот же Иван Иванович...
Цитата:
И. И. Борин - старейший шофер. Он водил первый заводской автомобиль.
Хотя многих такая транспортная система уже тогда не устраивала.
Цитата:
Из воспоминаний Надежды Головиной (Романовой)
Ноябрь 1957 года. 30 часов в поезде, и вот он, совершенно
незнакомый, новый для нас всех город Куйбышев.
Приехали мы с вокзала прямо на завод. Нас встретил с теплотой и заботой начальник отдела кадров Евгений Никитович Ольхов. Общежития на заводе тогда еще не было, и он помог нам определиться в частных квартирах.
Трудно пришлось первое время: отдаленность завода,
суровая зима, сложность с транспортом - все это сказыва-
лось на нашем настроении, и, конечно, не все могли выдер-
жать первые трудности и неудачи. Четверо наших девочек
вернулись домой...
А вот интересная зарисовка о судьбе трофейного оборудования. Оказывается даже через 15 лет после окончания войны плановая советская экономика не могла решить как ей использовать всё это богатство. Также интересно что совета у немцев никто даже не пытался спросить, хотя государство немецких рабочих ГДР существовало уже около 10 лет.
Цитата:
На первой площадке завода, там, где начиналось его строительство, располагалось учреждение, где в ящиках и навалом складировалось различное кабельное оборудование. Свозилось оно сюда отовсюду, и прежде всего - из поверженной Германии. В счет репараций или какими-либо другими путями поступали сюда станки, агрегаты, механизмы с нерусскими фирменными знаками, непонятными простому смертному. Именовалось это учреждение Базой долговременного хранения, подчинялось непосредственно Москве, и потому носило статус Всесоюзной базы.
Цитата:
Игорь Аркадьевич Плетюхин понимал, что от правильного отбора оборудования зависит очень многое, если не все. Более тысячи ящиков, хранившихся на базе, представляли для него профессиональный и производственный интерес. Многие машины были хоть и иностранными, но абсолютно понятными, построенными по тому же принципу, что и наши отечественные. Но были и такие, которые предстояло разгадать - понять принципы действия, назначения, возможность и целесообразность использования в условиях нового завода. Приходилось пользоваться услугами переводчиков, московских консультантов, а то и самому рыться в немецко-русских словарях, чтоб докопаться до сути.
А вот любопытная зарисовка о приезде на завод нового директора. Что это за улица Севастопольская, я не понял. Вероятно после приезда этого деректора работники завода и стали задумываться о том чтобы пустить к себе городской транспорт.
Цитата:
Нет, должность директора завода не пугала его. Но какого завода? Кабелей связи? Что он в кабельном деле понимает? Конечно, электричество он изучал в МВТУ, но кабели связи... В обкоме сказали: освоишь. Необходимо навести порядок, поправить дела с трудовой дисциплиной, с финансами, сплотить вокруг себя коллектив, а главное - строить, еще раз строить... Конечно, пообещали: поможем. Поддержим. Подставим плечо... И неумеющего плавать бросили в реку...
Сентябрь 1962 года был слякотным, дождливым. Видавшая виды директорская «Волга» по ступицы утопала в грязи, еле-еле выбиралась из давно наезженной колеи. И хотя расстояние от улицы Севастопольской до заводской проходной не столь уж велико, преодолевать его пришлось довольно долго.
Цитата:
Впрочем, удивительного он встретил на заводе немало. В семнадцать часов заводской автобус приготовился отвозить людей.
— Куда это?
— Домой... Рабочий день окончен.
— То есть как? В пять часов? А кто же будет давать продукцию? Кто вытянет завод из финансового дефицита?
Нет, этого воспитанник номерного завода допустить не мог. Там работали столько, сколько нужно, не считаясь со временем. Плановая экономика тех лет еще не стряхнула со своих плеч дисциплину военного времени.
— Так вы много не заработаете. Автобус — в гараж, а все — по своим местам.
Кто согласился, кто ворчал, мол, новая метла по-новому метет, но делать нечего — подчинились все.
А вот любопытная зарисовка о приезе на завод нового работника. Она поехалу уже не на электричке до Стахановской, а на трамвае до БТЭЦ.
Цитата:
Из воспоминаний Давыдовой М. Н.
Я пришла на завод кабелей связи 6 июля 1960 года, после того как, закончив строительный техникум по специальности
«Бухгалтерский учет в строительстве», три года проработала
в г. Кургане. Попыталась устроиться по специальности, но
случайно на улице Победы увидела объявление о приеме на
завод учеников кабельных профессий. В объявлении было
сказано, что завод находится около станции «Красное озеро»,
ехать на трамвае до Безымянской ТЭЦ.
Я сошла на указанной в объявлении остановке и стала
спрашивать, где это Красное озеро и где завод кабелей связи. Все лишь недоуменно пожимали плечами. И только одна
немолодая женщина откликнулась,— оказывается, она жила
неподалеку от завода в одном из многочисленных бараков.
Спасибо этой женщине — без нее мне никогда не найти
бы ни станции «Красное озеро», ни завода. Мы шли между
заборами заводов «Экран» и ЖБИ, по каким-то никому неве-
домым тропам, в которых нетрудно заблудиться, шагали че-
рез железнодорожные подъездные пути, по шпалам и через
рельсы.
— Вот и твой завод,— сказала женщина,— а ты думала-
гигант...
Я поблагодарила ее, и мы распрощались.
Да, завод действительно не был гигантом. Он располагал-
ся в одном корпусе, территория не ограждена, вертушка-
турникет находилась при входе в корпус. Никакого Красного
озера я так и не обнаружила, зато окружало корпус большое
ромашковое поле. (Теперь тут главный корпус и корпус ме-
таллообработки). Были еще лесотарный корпус и складские
помещения... Рабочих на завод доставляли на единственном
автобусе, который поочередно водили Иван Иванович Борин
и Павел Кривоносов. Они собирали людей у клуба «Мир» и
отвозили на работу, никто, разумеется, не опаздывал, иначе
до завода доберешься нескоро.
Отдел кадров помещался у входа в корпус (там потом был
буфет цеха # 2). Его возглавлял Ольхов Евгений Никитович,
а инспектором работала Лия Николаевна Милохова.
Не знаю, осталась ли я б работать на этом «гиганте», если
бы не приветливость заводчан. Оформили меня в течение
одного дня — никакой бюрократии, только заботливые улыб-
ки. Уже 7 июля я приступила к работе ученицей контролера.
Завтра выложу ещё половину цитат.