Часть 1. "Удивительный город"Саранск - столица Республики Мордовия, расположен в основном на левом берегу реки Инсар (бассейн Волги), в 642 км к юго-востоку от Москвы. Основан в 1641 году. Население около 339 тыс. жителей. Административно город разделён на 3 городских района: Ленинский, Октябрьский и Пролетарский. Кроме того, существует разделение на 4 основных микрорайона:
Центр, Химмаш, Светотехстрой и Юго-Запад.
Основными улицами города являются:
Полежаева (идущая с востока, от реки Инсар, через Центр, на западе переходящая в Лямбирское шоссе и ул. Победы),
Коммунистическая (улица параллельная ул. Полежаева, на востоке начинается от ул. Волгоградской, идет через Центр, и заканчивается на западе мемориальным кладбищем),
проспект Ленина (идет с юга на север, берет свое начало от реки Саранки, проходит через Центр в восточной части, мимо ЖД вокзала, и в районе микрорайона ТЭЦ-2 переходит в Александровское шоссе).
Саранск начал удивлять сразу же - если "вокзал - лицо города", то у столицы Мордовии почти безупречное лицо. Вокзал очень уютный и красивый, как внутри так и снаружи. Он разделен на 2 зала ожидания, первый на 1 этаже с кассами поездов дальнего следования, второй на цокольном этаже - для пригородных поездов, поэтому в случае если основной зал ожидания занят (что бывает редко, в основном при отправлении фирменного поезда "Мордовия"), то в пригородном зале ожидания всегда будут свободные места
.
На привокзальной площади расположен памятник
"Героям-стратонавтам":Вообще, что поразило сразу после выхода в город, так это чистота на улицах. Все исторические здания отреставрированы, да и вообще все все здания выглядят ухоженными. Все улицы, по крайней мере в центре, были свежевымыты, на домах не то, что граффити нет, так даже стены не обклеены объявлениями (для них есть специальные информационные доски на улицах и остановках). Да и сами остановки - образцово показательные: на каждом из остановочных пунктов, в т.ч. в промзоне (за исключением совсем мелких "остановок по требованию"), имеется "карман", черно-белый бордюр, желтая разметка 1.17, сам павильон на котором крупно написано название остановки (чтобы легко можно было разглядеть из проезжающего транспорта), интервальная табличка (в центре города подсвечиваемая), если маршрут ходит реже 20 минут - расписание движения, кроме того обязательно есть урна и доска для информации (и ведь никто не додумывается клеить объявления на стенки павильона) - в общем остановка такая, какая и должна быть. Не зря Саранск три года подряд становится призёром конкурса "Самый благоустроенный город России".
Вот яркий пример остановки в "спальном" микрорайоне Юго-западный (
ООТ "ул. Энгельса"):
Интервальная табличка на остановке
"ул. Васенко":
А вот автовокзал - разочаровал: небольшое одноэтажное здание, неухоженное и не особо чистое. На входе огромная толпа таксистов, больше чем пассажиров на всем вокзале, и нападающая с предложением отвезти куда угодно на все, что движется в радиусе 50 метров.
На улицах города полно таксофонов, и все они действующие (правда я ни разу не видел чтобы кто-то ими пользовался):
Все основные административные здания, памятники и достопримечательности достаточно компактно расположены в центральной части (в районе Советской площади).
Фотографии центральной части города:
Дом Республики и
здание администрации г. о. Саранск на площади Свободы:
Жилой дом и
клумба натуральная и выходящие из нее металлические цветы на площади Свободы:
Дом финансов на улице Коммунистической:
Подобных клумб очень много в центральной части, и все они сделаны в разном стиле:
Питьевые фонтанчики представляют из себя, практически, произведения искусства:
Портрет Пушкина и водоем в парке культуры и отдыха им. Пушкина:
Крупнейший в Поволжье православный
собор Святого Праведного Воина Федора Ушакова и расположенная рядом с ним
Александро-Невская часовня:
Немного устав, я присел отдохнуть на близлежащей площади, на одной из много численных скамеек, и как оказалось, ни одна из скамеек не была прикручена к асфальту - и они до сих пор на месте
...
Благоустроенные
берега реки Саранки:
Памятник на месте основания крепости Саранск:
Памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны на площади Победы:
Монумент показывающий все основные достижения и вехи истории Мордовии:
Транспорт.Общественный транспорт в городе представлен троллейбусом (на мой взгляд, около 45% всех перевозок); автобусом (около 40%) и маршруткой, которая может быть как ГАЗелью (других автобусов МВ я не встречал), так и ПАЗом-3205, Авророй или даже Хайгером.
Хайгер
АК 417 28 маршрута на Московской улице:
Коммерческие автобусы могут как дублировать существующие муниципальные маршруты имея те же номера (например
6 почти целиком дублирует
6 маршрут, а
5 почти целиком дублирует
5 маршрут), так и иметь свой маршрут. Стоимость проезда в коммерческих автобусах 9
.
Основным перевозчиком является
МУП "Горэлектротранс", осуществляющий перевозки как на троллейбусах, так и на автобусах.
Троллейбус.Саранск имеет довольно развитую троллейбусную сеть, по некоторым улицам единственным транспортом является троллейбус. Стоимость проезда 8
.
В городе имеется 13 маршрутов, 2 из которых (
6 "Северо-запад – завод "Электровыпрямитель" и
16 "Северо-запад - Завод цветные телевизоры") - заказные, и выполняется всего несколько рейсов в день, в остальное время линии ведущие на эти заводы пустуют, да и кроме этих маршрутов туда больше ничего не ходит; 1 (
5а "РТК - ЖД вокзал") - работает только в часы пик; а все остальные маршруты работают в течении всего дня с неплохими интервалами, единственное исключение составляет обеденное время, когда почти все маршруты одновременно едут на конечные обедать.
Большая часть маршрутов или полукольцевые, причем кольца могут быть с обеих сторон, или с диспетчерской только на одной конечной, что вызывает некотороые неудобства: при движении в одну сторону они догоняют друг друга, сбиваются в "стаи", в результате интервалы становятся "резиновыми", как пример - то ни одного троллейбуса от вокзала в течении 30 минут, то приходит 3 подряд. В целом все маршруты выполняют роль связующего звена между Центром и остальными, в некоторых случаях довольно удаленными, районами города.
В городе имеется 2 депо, соответственно троллейбусы 1-го депо имеют нумерацию 1ххх, а 2-го - 2ххх.
Наиболее интересными, на мой взгляд, являются линии: по ул. Победы (
11,
12 маршруты) - в этом месте линия проходит через лес, и линия по ул. Павлика Морозова (
1,
2 маршруты) - в этом месте троллейбус едет через частный сектор весьма похожий на настоящую деревню, а конечной
1 и
2 маршрутов как раз является
троллейбусное депо №1.
Также в городе кроме мало используемых (заводских) линий, имеется не мало совсем не используемых, в сумме их наберется несколько десятков километров.
Вот один из примеров неиспользуемой линии по
улице Евсевьева:
направо КС уходит к разворотному кольцу "Депо №1", а налево к неиспользуемому участку по улице Евсевьева:
слева линия по Транспортной улице, а правее неиспользуемый участкок:
в обоих случаях на пути установлен забор.
Подвижной состав по своему состоянию можно оценить на 4 балла: на новых ЗиУ-682Г-016 пашут вовсю, более старые ЗиУ-682 по состоянию - чуть лучше чем в Новокуйбышевске и Самаре, но до идеала, конечно, далеко.
В Саранске еще есть диковинные в наших краях: ВЗТМ-5290, на нем к сожалению прокатиться не удалось и ВЗТМ-52803, а вот его удалось обкатать (причем не один раз
), машина понравилась, в сравнении с ЗиУ-682Г-016 - плавнее ход, тише во время движения; салон, по сравнению с ЛиАЗом-5256, намного лучше скомпонован: сидячих мест больше, а свододного места для стоящих пассажиров меньше не стало; а стоило то, всего-навсего, поставить двойные места по левому борту, а одинарные по правому.
Рекламы на троллейбусах почти нет, в отличие от автобусов, которые не так просто найти без нее.
Один из примеров троллейбусной рекламы -
2055 редкоходящего маршрута
12 на улице Полежаева:
Троллейбусные фото:2154 и
2077 11 на проспекте Ленина:
ВЗТМ-5290 1001 8 следует на обед и
2140 5 на проспекте Ленина:
2117 5 ,
1147 и
1008 7 и
2119 5 на проспекте Ленина:
1114 15 на Московской улице,
1006 1 на кольце "Депо №1" и
1091 1 на улице Транспортной:
2117,
2105 и
2103 5 на кольце "ЖД вокзал":
2075 5 следует на обед,
2074 11 и
1126 8 , на проспекте Ленина:
2020 5 и
1186 8 на проспекте Ленина:
1092 7 и
1114 15 на проспекте 50 лет Октября:
Автобус.Как уже говорилось, автобусное движение в городе осуществляет МУП "Горэлектротранс".
Автобусная сеть представляет собой, не только ту же связь центра с другими районами города, что и троллейбус, но и связь этих отдаленных районов между собой, а также, само собой, доставку пассажиров в неохваченные троллейбусом части города.
Большая часть автобусных маршрутов, как и троллейбусные, являются либо полукольцевыми, либо имеют диспетчерскую только на одной конечной - в результате "резиновость" интервалов становиться еще более заметна. Тем не менее на основных маршрутах интервалы не более 10-15 мин, остальные же ходят по вполне доступному расписанию.
Заполненность транспорта, как автобуса, так и троллейбуса, не более чем на 3-4 балла, даже в час пик, а "гармошки" - так совсем пустыми ходят. Единственный раз когда транспорт был заполнен почти на 5, так это при поездке в
10 в час пик, да и то, проехав пару остановок, основная толпа вышла.
Стоимость проезда в обычных автобусах - 8
, в
скорых - 9
, да-да в таком, относительно, небольшом городе как Саранск действуют, и даже пользуются популярностью скорые маршруты. Всего их 4 (
1э, 14э, 20э и 31э), все они, за исключением полупригородного
31э, являются "сквозными" и не дублируются обычными (не скорыми) маршрутами, хотя
20э в немалой степени дублируется
15 . Интервалы на них не более 15 мин, обслуживаются они в основном новыми ЛиАЗами, но встречаются и Мерседесы О345. Разница скорых маршрутов от обычных не такая уж большая - они имеют фиксированные остановки, а на остальных - по требованию и только на выход.
Большая часть маршрутов закреплена за двумя конечными:
"СК "Мордовия"" - на улице Строителей (перенесена туда вместе со всеми маршрутами от Автостанции №1, которая располагалась недалеко), и
"АО "Лисма"" (она же Автостанция №2) - на улице Лодыгина, недалеко от микрорайона Северный).
Интересной оказалась, обычная с виду, конечная
17 маршрута -
"Торговый центр" - автобус там разворачивается прямо посреди дороги, конечно там и движение не такое уж интенсивное, и карманы сделаны, но поскольку подавляющее большинство автобусов на этом маршруте "гармошки", и ходят они с интервалами 10 мин - на это было интересно посмотреть:
АМ 014 на конечной
"Торговый центр":Подвижной состав - вряд ли можно найти второй такой крупный город, в котором у столь крупного транспортного предприятия присутствуют автобусы лишь 2-х марок и 4-х моделей:
ЛиАЗы-5256.25 и
.26, и
Мерседесы О345 и
О345G.
ЛиАЗы куплены не так давно, поэтому все в хорошем состоянии. Часть из
5256.25 окрашена вот в такой интересный цвет:
АЕ 053 на проспекте 50 лет Октября и
АЕ 054 на Московской улице:
Мерседесы находятся в относительно не плохом состоянии, лучше чем в Самаре, хотя, годы берут свое. Интересная фишка Мерседесов из Саранска - с заднего ряда убрано одно сиденье и приспособлено под место кондуктора (боком в первой накопительной площадке по правому борту), причем и в "гармошках", и в обычных одинаково.
Автобусные фото:АМ 018, АМ 025 и
АМ 064 8 на проспекте Ленина:
АК 648 1э ,
АК 381 и
АМ 057 6 на к/ст АО "Лисма":
АМ 008 14э на проспекте 50 лет Октября,
АК 646 9 на проспекте Ленина и
АЕ 049 20э на Московской улице:
АК 650 17 и
АМ 006 7 при въезде на к/ст СК "Мордовия":
АМ 008 4 и
АМ 059 31э на проспекте Ленина:
АК 637 1э на улице Полежаева:
АК 710 пригородного
107 на привокзальной площади:
На проспекте Ленина мне встретилась служебная Setra S315ÜL
В 767 ОМ, по виду, в хорошем состоянии, а на улице Лодыгина единственный в городе, служебный НефАЗ-5299
В 552 СО:
Ну и напоследок еще несколько видов города:
микрорайон Химмаш и ТЭЦ-2 рядом с одноименным микрорайоном:
Продолжение следует...