01 марта 2010 Отказываются от обязаловки. Перед перевозчиками поставили невыполнимые условия
Фёдор Григорьев E-mail: redaсtor@ponedelnik.info
Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти представил на рассмотрение перевозчиков альтернативного транспорта новый проект договора на организацию коммерческих перевозок. По мнению участников тольяттинского рынка пассажирских перевозок, договор не только противоречит действующему законодательству, но и составлен исключительно в интересах чиновников и заинтересованных коммерческих структур.
Вопреки здравому смыслу
Особое возмущение альтернативщиков вызвал пункт предлагаемого к подписанию договора, который предусматривает обязательное внедрение на коммерческом транспорте систем АСКП (автоматизированной системы контроля пассажиров) и системы АСДУ (спутниковой навигации). Ни в законодательстве РФ, ни в законах Самарской области (ГД-53) нет требований об обязательной установке оборудования для реализации данных систем на коммерческом транспорте. Сегодня перевозчики альтернативного транспорта добиваются того, чтобы им не навязывали то, в результате чего могут пострадать не только сами перевозчики, но и пассажиры.
Впрочем, что касается внедрения АСДУ, то альтернативщики не отрицают положительных моментов в применении систем спутниковой навигации на пассажирском транспорте, но для цивилизованного внедрения подобных систем в городе необходимо учитывать специфические моменты организации работы пассажирского транспорта. В частности, нельзя сбрасывать со счетов сверхнизкую доходность отдельных маршрутов, работа которых на определенных направлениях все же необходима для пассажиров, где разумнее всего применять дифференцированный подход.
Стоит принимать во внимание и такие факты, как высокая стоимость оборудования, регулярная абонентская плата, расходы на содержание, ремонт и обновление оборудования. Все это подразумевает значительные финансовые вложения. Однако при этом нет уверенности, что завтра не появится постановление областной администрации, а хуже того, законодательный акт Самарской области по внедрению системы с другим программным обеспечением, под которое уже приобретенное оборудование не рассчитано. Как следствие, конфликт оборудования и впустую потраченные деньги.
К тому же до сих пор ни мэром Тольятти, ни Тольяттинской городской думой еще не рассматривались проекты программ по развитию в Тольятти систем спутниковой навигации, и, соответственно, не было подписано никаких постановлений на эту тему. Мало того, в самарском областном законе, регламентирующем деятельность наземного пассажирского транспорта (ГД-53) отсутствует даже упоминание или какие-либо рекомендации к применению систем спутниковой навигации в пределах Самарской области, а на уровне правительства РФ до сегодняшнего дня не приняты нормативные акты по применению подобных систем.
Все это вынуждает представителей компаний, работающих на рынке альтернативных перевозок, говорить о противозаконности действий чиновников и навязывании к внедрению сугубо коммерческого проекта, который прежде всего на руку предприятиям, работающим в сфере спутниковой навигации.
Рекомендовать, но не обязывать
Ситуация по внедрению автоматизированной системы контроля пассажиров (АСКП) еще хуже, чем по АСДУ. Так, при поступлении средств от распространения электронных карточек окупаемость приобретенного оборудования растянется на два десятка лет. А с учетом процентов отчислений оператору услуги окупить затраченные средства и вовсе не представляется возможным. Основные источники доходов при работе в системе – это поступления выпадающих доходов из бюджетов различных уровней. Однако, по имеющейся информации, министерство здравоохранения и социального обеспечения Самарской области не обеспечило и пока не планирует полной замены бумажных проездных на электронную карту «Социальная карта жителя Самарской области». Не утверждены документы, регламентирующие порядок получения перевозчиками компенсации (выпадающих доходов) при перевозке льготных категорий пассажиров.
– Для перевозчиков внедрение данной системы – это дополнительные затраты. Только установка оборудования на одно транспортное средство стоит 27000 руб., – поясняет директор некоммерческого предприятия «Содействие перевозчикам – автоспециалистам» (СПАС) Эдуард Тропинов. – Если раньше мы получали 100% платежей, из которых платили налоги, то теперь из наших доходов будет порядка 7% вычитаться ООО «Процессинговый центр» за его услуги и еще столько же будет теряться в ходе взаимозачетов. Единственный выход, который видят альтернативные перевозчики в данной ситуации, – поднимать цену на проезд. Но это будет способствовать социальной напряженности в Тольятти.
Только по самым скромным подсчетам применение данной системы приведет к недополучению муниципальными предприятиями от ООО «Процессинговый центр» более 15% от собранных сумм. Если сейчас альтернативщики получают деньги от пассажиров за проезд сразу при оплате и ежедневно, то при АСКП деньги будут идти неделями, а то и месяцами. В особенности это касается средств, считываемых с льготных проездных, по которым компенсация за проезд перечисляется из федерального бюджета. Уже есть горький пример ТПАТП-3, которому пришлось добиваться перечисления денег через суд, так как три года компенсация за льготников не выплачивалась.
В связи со всем вышеизложенным у перевозчиков, входящих в НП «СПАС», возник ряд вопросов к руководителю департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти Геннадию Таранову, в частности, о законности включения в договор пунктов об обязательной установке автоматической системы контроля пассажиров. Соответствующее письмо было направлено в департамент еще в ноябре прошлого года, однако ответа от чиновников на поставленные вопросы получено так и не было.
Комментарий
Директор некоммерческого предприятия «Содействие перевозчикам – автоспециалистам» (СПАС), член общественного совета при СГД, секретарь первичного отделения партии «Единая Россия» Эдуард Тропинов:
– Вся страна борется за то, чтобы наш город выжил, чтобы было как можно меньше социальной напряженности, а господин Таранов в это время делает все, чтобы ситуацию усугубить. Чиновники не имеют права навязывать коммерческим предприятиям условия, которые противоречат закону. Нет такого правового документа, который обязывал бы чиновников принуждать коммерсантов приобретать и устанавливать некие дополнительные технические средства. Таранов несмотря на это и на доводы руководителей коммерческих предприятий общественного транспорта продолжает настаивать на обязательном внедрении на коммерческом транспорте системы АСКП, о котором указано в пункте проекта договора с альтернативными перевозчиками.
АСКП – это чисто коммерческий проект, направленный на получение денег. Однако никаких исследований по эффективности применения этой системы не проводилось. Месяц назад мы встречались с ним, и я задавал вопрос о том, почему он так на этом настаивает и на основании каких нормативных документов. Ответа от него я не услышал. После долгой паузы он сменил тему. Такой договор подписать мы не можем. Но и без договора работать мы не можем. Взяв на себя обязательства по выполнению данного пункта договора, мы ставим себя в заведомо сложные условия. Если этот пункт не будет убран из договора, мы будем решать вопрос на областном и федеральном уровнях, а также в суде.
|